Бронзовое литье. Как менялась его техника на протяжении веков?

Сейчас в технике бронзового литья по выплавляемым моделям изготавливают различные изделия, например, нас не удивят литые ручки или литые украшения на козырьках домов. Однако этот вид производства зародился около пяти тысяч лет назад.

В древности, когда человек только осваивал технологии обработки металлов, зародился такой вид производства, как литье. Расплавленную бронзу выливали в специальные каменные формы, где, застывая, она принимала тот вид, который требовался мастеру. Подобные изделия были плоскими с одной стороны, а для получения объемных необходимо было изготовление глиняной формы. Происходило это примерно так: сначала делали восковую болванку, затем её полностью обмазывали глиной, при этом оставляя небольшое отверстие. Затем форму обжигали на огне – расплавленный воск вытекал, а глиняная заготовка становилась пригодной для заливки металла.

Бронзовый век оставил множество подобных изделий, которые можно увидеть в музеях и частных коллекциях. О самых известных находках, обнаруженных археологами, можно прочесть на электронных страницах Интернета. На выставках представлены как вещицы, сделанные литейщиками Приднепровья две с половиной тысячи лет назад, так и изделия мастеров Древней Руси, которые к концу двенадцатого века добились великолепных результатов, используя двусторонние каменные формы. Причем методом литья из бронзы делали домашнюю утварь, женские украшения, наконечники для стрел и копий и многое другое.

К середине XVI века русские умельцы считались непревзойденными мастерами, отливающими колокола и пушки. Однако в эпоху правления Петра I бронзовое литье стало украшением дворцов знати: появляются канделябры, столики, экраны для каминов, выполненные в этой техники. Литыми узорами украшают мебель. Через полвека в моду входят малые скульптурные формы, так называемые кабинетные. Появляются чернильницы, выполненные в виде мифологических персонажей, часы, которые украшают купальщицы, амуры или рыцари. В царствование Елизаветы Петровны при Петербургской академии художеств открывается класс, где проходит обучение изготовлению «статуйной и орнаментальной скульптуры». К середине девятнадцатого века производство подобных вещиц было налажено в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге и многих других городах. Это время считается расцветом литейного дела в России.


Следующая →

← Предыдущая